Фрагменты книги Путешествие в Икстлан

02.02.2012

***

Люди,как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить изсвоей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.

 

***

Во всем, что мы делаем,по-настоящему необходимо лишь одно — «дух». Человек должен беспокоитьсялишь о духе, который убывает.

 

***

Воинне нуждается в личной истории. В один прекрасный день он обнаруживает, что вней нет никакой нужды, и просто избавляется от нее.

 

***

«Ясобираюсь взять твоего отца в качестве примера, чтобы проиллюстрировать моюточку зрения на личную историю. Твой отец знает о тебе все. Поэтому ты длянего — как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что из себяпредставляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить егоизменить свое отношение к тебе.

Естественно,такое интимное знание о тебе есть и у всех твоих друзей. У каждого, кто тебязнает, сформировался определенный образ твоей личности. И любым своим действиемты как бы подпитываешь и еще больше фиксируешь этот образ. Личная историяпостоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли. Поэтому тырассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. С другойстороны, для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости вобъяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самоеглавное — он не связан ничьими мыслями и ожиданиями».

 

***

Когдаотсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мыпостоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустомпрячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно.

 

***

Покачеловек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире — этоего персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашореннаялошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя.

 

***

Смерть —наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутойруки, и смерть — единственный мудрый советчик, который всегда есть увоина. Каждый раз, когда воин чувствует, что все складывается из рук вон плохои он на грани полного краха, он оборачивается налево и спрашивает у своейсмерти, так ли это. И его смерть отвечает, что он ошибается и что кроме ееприкосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Его смертьговорит: «Но я же еще не коснулась тебя!»

 

***

Есливоин что-то решил, он идет до конца, но при этом он непременно принимает насебя ответственность за то, что он делает. Что именно воин делает —значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать безсомнений и сожалений.

 

***

Вмире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения.Время есть лишь на то, чтобы принимать решения, И не важно, в чем будутзаключаться эти решения. Ничто не является более или менее серьезным и важным,чем что-то другое. В мире, где смерть — это охотник, нет больших или малыхрешений. Единственное решение заключается в том, что воин должен встретитьсялицом к лицу со своей неотвратимой смертью.

 

***

Воиндолжен учиться быть доступным и недоступным на поворотах пути. Для воинабессмысленно непреднамеренно оказываться доступным в любое время, точно так же,как совершенно бессмысленно прятаться, когда все вокруг знают, что сейчас онпрячется.

 

***

Длявоина быть недоступным — значит прикасаться к окружающему его мирубережно. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь длятого, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. И,превыше всего, — ни в коем случае не истощать себя и других. Непользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно изтех, кого любишь.

 

***

Беспокойствонеизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревогазаставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, он уже обязанистощить либо себя, либо то, за что зацепился. Охотник-воин, с другой стороны,знает, что в его ловушки еще не раз попадет дичь, поэтому он не беспокоится.Беспокоиться — это значит становиться доступным, неосознанно доступным.

 

***

Бытьнедоступным — вовсе не означает прятаться или скрываться. И не означает,что нельзя иметь дело с людьми. Охотник-воин недоступен потому, что не выжимаетиз своего мира все до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в немровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходит, не оставляя никакихследов.

 

***

Бытьвоином-охотником — значит не просто ставить ловушки. Охотник добывает дичьне потому, что устанавливает ловушки, и не потому, что знает распорядки своейдобычи, но потому, что сам не имеет никаких распорядков. И в этом — егоединственное решающее преимущество. Охотник не уподобляется тем, на кого онохотится. Они скованы жесткими распорядками, путают след по строго определеннойпрограмме, и все причуды их легко предсказуемы. Охотник же свободен, текуч инепредсказуем.

 

***

Дляобычного человека мир кажется странным своим свойством либо нагонять скуку,либо быть с ним не в ладах. Для воина мир странен, потому что он огромен,устрашающ, таинствен, непостижим. Воин должен с полной ответственностьюотнестись к своему пребыванию здесь — в этом чудесном мире, сейчас —в это чудесное время.

 

***

Воиндолжен научиться отдавать себе отчет в каждом действии, сделать каждое действиеосознанным. Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени, которое нам отпущено,слишком мало, действительно слишком мало для того, чтобы прикоснуться ко всемчудесам этого странного мира.

 

***

Поступкиобладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это — егопоследняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие можетстать для тебя последней битвой на земле, есть особое всепоглощающее счастье.

 

***

Воиндолжен сосредоточить внимание на связующем звене между ним и его смертью,отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, чтоу него нет времени. И действовать соответственно этому знанию. Каждое из егодействий становится его последней битвой на земле. Только в этом случае каждыйего поступок будет обладать силой. А иначе все, что человек делает в своейжизни, так и останется действиями глупца.

 

***

«Смертьожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашейпоследней битвой на этой земле. Я называю это битвой, потому что это —борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию безборьбы и без мыслей. Воин-охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждыйсвой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, ондействует рассудительно, так, словно каждое его действие — последняябитва. Только дурак может не заметить, насколько воин-охотник превосходит своихближних — обычных людей. Воин-охотник с должным уважением относится ксвоей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен бытьсамым лучшим. Это доставляет ему удовольствие. И притупляет страх».

 

***

Воин —это безупречный охотник, который охотится на силу; он не опьянен и не безумен,у него нет ни времени, ни желания добиваться чего-то обманом, лгать самому себеили совершать неверные действия — ставки слишком высоки. Ставками являютсяего безупречная и избавленная от излишеств жизнь, которую он так долго укрепляли совершенствовал. Он не собирается отбрасывать это, совершая какие-нибудьглупые просчеты или ошибочно принимая одно за другое.

 

***

Человек,любой человек, заслуживает всего, что составляет человеческую судьбу, —радости, боли, печали и борьбы. Но природа поступков человека не имеетзначения, если он действует как подобает воину.

Еслидух его разрушен, ему нужно просто укрепить его — очистить и сделатьсовершенным. Укрепление духа- единственное, ради чего действительно стоит жить.Не действовать ради укрепления духа — значит стремиться к смерти, астремиться к смерти — значит не стремиться ни к чему вообще, потому что кней в лапы каждый из нас попадает независимо ни от чего. Стремление ксовершенствованию духа воина — единственная задача, достойная нашеговремени, достойная нас как человеческих существ.

 

***

Нетв мире ничего более трудного, чем принять настроение воина. Бесполезнопребывать в печали и ныть, чувствуя себя вправе этим заниматься, и верить, чтокто-то другой что-то делает с нами. Никто ничего не делает ни с кем, и менеевсех — с воином.

 

***

Воин —прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончивсвои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия, и оносовершается как бы само собой. Это — отрешенность. Воин никогда неуподобляется листу, отданному на волю ветра. Никто не может сбить его с пути.Намерение воина непоколебимо, его суждения — окончательны, и никому не подсилу заставить его поступать вопреки самому себе. Воин настроен на выживание, ион выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия.

 

***

Воин —всего лишь человек, просто человек. Ему не под силу вмешаться в предначертаниясмерти. Но его безупречный дух, который обрел силу, пройдя сквозь невообразимыетрудности, несомненно способен на время остановить смерть. И этого временидостаточно для того, чтобы воин в последний раз насладился воспоминанием освоей силе. Можно сказать, что это — сговор, в который смерть вступает стем, чей дух безупречен.

 

***

Воспитаниене имеет никакого значения. То, что определяет наш путь, называется личнойсилой. Личность человека — это суммарный объем его личной силы. И толькоэтим суммарным объемом определяется то, как он живет и как умирает.

 

***

Личнаясила — это чувство. Что-то вроде ощущения удачи или счастья. Можно назватьее настроением. Воин — это охотник за силой. На нее необходимо охотиться инакапливать ее в течение целой жизни борьбы.

 

***

Воиндействует, как если бы он знал, что он делает, даже когда на самом деле он незнает ничего. Обычный человек по-разному действует в отношении того, чтосчитает правдой, и того, что считает ложью. Воин действует безупречно в обоихслучаях.

 

***

Воинне испытывает угрызений совести за что-либо содеянное, так как оцениватьсобственные поступки как низкие, отвратительные или дурные означает приписыватьсамому себе неоправданную значительность.

Весьсмысл заключается в том, чему именно человек уделяет внимание. Мы либо делаем себяжалкими, либо делаем себя сильными — объем затрачиваемых усилий остаетсяодним и тем же.

 

***

Людиговорят нам с момента нашего рождения, что мир такой-то и такой-то и всеобстоит так-то и так-то. У нас нет выбора. Мы вынуждены принять, что мир именнотаков, каким его нам описывают.

 

***

Искусствовоина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом бытьчеловеком.